8 (968) 824-94-46

ТЕЛЕФОН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Сотница первая

1. В пении нужно как можно меньше отрицательных эмоций, всегда надо хвалить, чтобы не отбить у ученика охоту петь. Даже музыку весёлую исполнять, петь что-нибудь радостное.

2. Обучение производить так, чтобы было как можно меньше плохих ассоциаций, никогда не ругать, а всегда хвалить, хотя бы что и не так сделает ученик. От грубости и ругани человек теряется, робеет и допускает большие ошибки. Особенно важно это в хоре, где всё на виду и замечания делаются при людях и коллегах по работе. От мирного отношения между людьми радостно находиться с ними и трудиться сообща.

3. Не унывай, если иногда не получается петь или голос не звучит. Многое зависит от вдохновения, настроения, состояния здоровья — это естественно. День хорошо поётся, другой — нет.

4. Школьница говорит, что не хочет заниматься музыкой, потому что учительница ругает. Это неправильно. При занятиях музыкой, чтобы не отбить охоту к занятиям, к искусству пения, надо всегда хвалить — даже когда плохо получается, после получится и хорошо.

5. Ученикам и детям надо не раздражаясь сорок раз повторять одно и то же, пока не научим тому, что требуется понять, освоить, закрепить.

6. Я отвечаю только за манеру пения, чтобы правильное звукоизвлечение при постановке голоса совершалось, говорит Маэстро, а ноты и всё другое — это от вас самих уже зависит.

7. Певцы — народ очень нежный, тонкий, обидчивый. С ними нельзя грубо обращаться, это неправильно: «Ты плохой…». Говорить же им: «Хорошо, очень хорошо получилось, но давайте вот ещё так, может, получится ещё лучше».

8. Приёмы постановки голоса на опору разные. Некоторые советуют так, другие по-другому, у меня свой подход, но главная сущность пения в этом.

9. Всё, инструмент настроен. Достаточно. Моя работа завершена. Голосовой аппарат, как инструмент, надо настраивать по мере его расстройства. В неделю раз, два заниматься — и тонус будет всегда в норме.

10. Педагог может дать только технику, а голос от природы у каждого свой. И если нет у человека голоса, он не сможет петь, как великие певцы. Нужны данные природные хорошие.

11. Не надо «химии», выдумывать, придумывать голос. У каждого он есть свой собственный, надо только его освободить, раскрыть, извлечь.

12. Нет пения ни итальянского, ни русского, ни другого какого — есть школа естественного пения, когда голос свободно льется, нет никаких призвуков: ни горла, ни носа… Такую школу мы и осваиваем: нет зажатости, напряжения в голосе.

13. Ходил я к одному педагогу, который ставил голос, он говорил: живот напряги, там расслабь, нёбную занавеску подними при высоких нотах… Ну, думаю, это так сложно, что я никогда петь не научусь. А выхожу от него и естественно пою. От природы голос почти поставлен был у меня. Во сне явился мне Дель Монако и говорит: «Хочешь, я тебя научу петь»? — «Да». — «Почисти ботинки мне», — и я быстро начистил. Он говорит: «Пой, как поёшь», — и всё исчезло. Петь надо радуясь, наслаждаясь, купаясь в звуках.

14. Правильное пение – естественное пение, это сложный комплекс всего: вдох, связки… И пение сие в целом надо чувствовать и уточнять постепенно, а если дробить на частности – запутаешься.

15. Шофер не смотрит, как шестерни ходят, масло поступает и т.д. —нажимает на газ и машина поехала. Так и в пении — смыкаем связки, подали воздух и голос полетел, а всё остальное работает на автомате.

16. Не надо многосложности — там напрячь, туда послать воздух и т.д., главное — следить, чтобы не выпускать широко из себя воздух, не снимать с опоры, а остальное всё естественно сядет.

17. Всё развивается сразу: диапазон голоса, музыкальность, звуковая память, гибкость голоса, культура музыкальная, сила звучания, техника исполнения.

18. Всё мы развиваем гармонично в целом – ставим голос, вырабатывается музыкальная память, появляется вкус, культура звуковая, укрепляются мышцы дыхательные, связки голосовые, голос становится громче, выносливее, быстро подстраивается к другим, увеличивается диапазон, гибкость голоса.

19. Очень важно педагогу с учеником заниматься регулярно, примерно три раза в неделю. Он начинает чувствовать ученика, его особенности, у него появляются находки именно для этого ученика, как в нём развивать разные стороны звукоизвлечения, так появляется взаимный интерес. А если нет регулярности, то это всё пропадает, форма певческая теряется, рефлексы, ощущения стираются, над ними надо работать сначала.

20. Побеждает трудолюбивый.

21. Каждое упражнение мы делаем сознательно и целенаправленно – зная для чего и почему, а не бессмысленно распеваемся. Постановка голоса осознанная.

22. В пении главное — это тронуть душу, успокоить, настроить правильно ко Творцу. Можно иметь и красиво звучащий голос, а этого не достигнуть. Некоторые певцы с посредственным голосом владеют сердцами людей. Много зависит от искусства и талантливости певца в выражении и придаче нужного оттенка предложению, прошению, возгласу.

23. Можно не иметь голоса, но петь так, что покоришь людей. Учись этому.

24. Певцы некоторые – Обухов, Бернес не имели голоса, но пели, умели петь и тронуть душу.

25. Можно иметь голос, но не уметь петь.

26. Бельканто – это пение более эмоциональное, пение душой, когда душа поёт, звук в груди.

27. Пой так, чтобы голос рождался в груди, в душе; такой звук трогает, а вверху что — одни резонаторы.

28. Душа поющего трогает душу слушающего, воздействует на него. В голосе должно быть нечто, изюминка, что заставляет слушать, привлекать внимание к себе.

29. Пение – есть плач, молитва, стон души. Душа поёт. Где душа — там и пой (где солнечное сплетение).

30. Главное в пении — тронуть душу; пение — это плач, стон, печаль, слёзы, молитва к Богу. Кому нужны холодные, ледяные звуки. Звучка — дучка. Как машина выпевать ноты.

31. Слова, которые поём, не механически выпевать, а их надо и прочувствовать — где жалоба к Богу, сокрушение, покаяние, плач, радость и т.д. И это интонацией, характером произношения донести до слушателей. Пой плача.

32. Певица брала все ноты хорошо, но слушать её было неприятно. Она пела каким-то холодным, не трогающим душу звуком.

33. Часто забывают о том, что поют и зачем, и чисто механически воспроизводят звуки и ноты, лишённые всякого смысла. Что мы поём надо представлять и прочувствовать — и будем петь с интересом.

34. Хорошее пение доставляет радость, удовольствие, оно свободно, не зажато, не скованно.

35. Архистратиг Михаил — главный небесный регент.

36. Основное занятие ангелов — пение.

37. Поёт как будто не певец, в нём как будто поёт ангел.

38. Когда человек правильно поёт, трогает душу, у меня сразу, мурашки по коже бегают, т.е. волосики приподымаются, как от холода, кожа бугорками покрывается.

39. Голос приятно слышать у певца — это немало, это большое дело.

40. Когда мы правильно поём, нам радостно петь и всегда хочется это делать. Организм омолаживается, дыхание полноценнее, массаж внутренних органов происходит, лицо розовеет, чувствуется окрыленность. Правильное пение – ангельское пение, соединяет нас с Богом.

41. Зрению более доступен вещественный мир, а слуху — духовный.

42. Музыка, пение – духовное занятие. Ангелы на небесах прославляют Бога.

43.Петь надо душей, а не бездушно.

44. Когда к исполнению не добавишь души, будет холодно.

45. При хорошем исполнении содержание песнопений доносится до слушателей в красивой мягкой форме, слова прочувствованы.

46. Душей пой естественно, воркуя, наслаждаясь, с радостью и удовольствием. Свободно и мастерски владея своим музыкальным инструментом.

47. Звук холодный, стеклянный, не трогающий душу – кому он нужен.

48. Вот теперь звук молитвенный, так и пой.

49. Пением успокаивай, утешай души, смягчай сердца.

50. Хорошее пение можно слушать всегда и от него не устанешь, оно успокаивает, в нём купаешься, как в море звуков; также и поёшь, если правильно.

51. Появляется красивый тембр — и голос становится приятно слышать; это изюминка в нём, которая заставляет слушать, привлекает к себе внимание, очаровывает.

52. Певцы требуют бережного обращения к себе, им нельзя говорить грубо — они могут растеряться и не овладеть голосом своим. Так и весь хор можно расстроить.

53. Иногда просто понервничаешь, и связки уже не подчиняются. Спокойный ритм жизни способствует звучанию голоса.

54. Голос поставлен должен быть у певцов правильно, но каждый должен петь своим голосом, свойственным данному певцу, а не чужим, иначе скучно певцов слушать будет.

55. Не давай красоту голоса, а подавай техничность извлечения звука. Звук чем глубже, тем красивее, держи его в себе, затаивай звук, не выпускай из

себя, в этом звуке, мягком, благородном, таинственно рождённом — изюминка.

56. Правильно и красиво петь – это петь, не меняя тембра, в низу на опоре дыхания, не меняя позиции.

57. Признак правильного пения – звук издаёт весь организм, когда вибрация от звука доходит до наших ног и даже земля  от этого гудит. Звук, отражаясь из живота в купол грудной клетки, мощной волной идёт в ноги, в землю.

58. Связки, возбуждаясь от струи воздуха, возбуждают и воздушное пространство своим звучанием.

59. Камертон извлекает звук небольшой вокруг себя, но если мы им дотронемся до сухой деки, звук усилится, и все его будут слышать. Колебательные движения его заполнят воздух комнаты. Так велика сила резонанса. Колебаться будет весь воздух помещения.

60. Когда мы ударяем о хрустальный бокал, то звенит не только то место, в которое ударили, а весь бокал; так и при правильном пении звучит весь организм, всё включается автоматически так, как нужно.

61. Звук, исходящий из открытой музыкальной шкатулки, более плоский и бедный, нежели из почти закрытой — здесь звук объёмнее, насыщеннее, в нём больше обертонов и благородства. Так и в нас:  звук  прикрытый имеет отличие от открытого.

62. Орган работает так: в трубку идёт воздух, ударяется в тупик и выходит в отверстие в середине трубы и этим рождается звук, т.е. колебание воздуха возникает за счёт перенапряжения давления воздуха в одном месте, разряжённости в другом, ударение в стенку в третьем. Потоки воздуха вибрирующего, резонирующего — это определенная сила.

63. Труба играет и если укоротить движение воздуха, то звук она издаст выше. Так и в нас: когда мы сильнее напрягаем живот, диафрагма поднимается выше, и звук идёт выше, поскольку воздушный столб короче.

64. Человеческий звуковой аппарат состоит как бы из двух видов музыкальных инструментов: щипковых — связки, и духовых — дыхание.

65. Воздушный столб, или подсвязочное давление, возникает и держится так: концентрируя воздух в лёгких, выпускаем его, направляя струйкой в носовые головные резонаторы таким образом, что струя воздуха идёт обратно, назад, и задерживает движение воздуха из лёгких; подобно под девяносто градусов попадает в стенку струя воздуха и назад возвращается, а если она ударяет под сорок пять градусов, то отскакивает вбок и льётся не задерживаясь. Связки  лишь делают колебательные движения от воздуха и издают звук, а не исполняют ещё функцию сдерживания напора давления воздуха.

66. Правильное звукоизвлечение: создаём воздушный столб — давление воздуха от низа живота до кончика носа; и этот воздушный столб колеблет связки волнами (подобно тому, что мы опустили руку в воду и рукой колеблем её) воздух, попав в верхние резонаторы, вниз отскакивает, туда-сюда, этим создаётся воздушный столб. Неправильное же звукоизвлечение таково: подавая снизу воздух, мы останавливаем его не верхними резонаторами, а связками, и они начинают двойную нагрузку совершать – извлекают звук, как духовые, и останавливают напор воздуха, чтобы не выходил. Это подобно тому, что мы, опустив руку в воду, помимо колебаний рукой, пытаемся ещё и остановить течение. Нижние резонаторы от этого не работают, звук противный, связки стираются и быстро устают, озвучивая звук от связок до верхних головных резонаторов. Мы как бы связками этот столб воздушный перебиваем, пережимаем, передавливаем, связки  всегда напряжены, т.е. звук на горле.

67. Маска – это такое расположение нёбной занавески, гортани, языка, при котором звук, идущий из лёгких попадает в нёбо мягкое, твёрдое, заднюю стенку носоглотки, и отражаясь, препятствует выходу воздуха, сохраняя давление воздушного столба, а после звук вылетает через рот. Опытным путём мы ищем эту точку, чтобы звонкий звук был. Бывает, как эхо ходит: мы хорошо слышим себя, а в пространство звук не летит, т.е. другие нас плохо слышат.

68. Звук мы можем извлекать двумя способами: первый, когда связки колеблются за счёт мышц окружающих, они быстро устают, переутомляются – пение на горле; второй способ, когда связки колеблются за счет подачи воздуха, т.е. воздух колеблет связки и при этом напрягаются мышцы живота, которые воздух подают; а гортань и всё вверху расслаблено, свободно;   гортань опущена; внизу всё напряжение и звук формируется в животе, груди.

69. Когда предмет бросаем в стену, он отлетает обратно, так и со звуком. Струя воздуха, выходя из нас, ударяется в носовые резонаторы и возвращается назад, тем и сбивается напор давления воздуха, и поддерживается давление в воздушном столбе. А когда мы давление воздуха сдерживаем связками, что не свойственно им, они от этого перетруждаются. Воздушная камера накаченная, обрезаем сосок, и вставляем языковый инструмент, как в аккордеоне, это как бы связки, а в трубочке вверху затыкаем отверстие, по мере надобности выпускаем воздух.

70. При опоре на живот создаётся воздушный столб между животом и верхними головными резонаторами; связки это повышенное давление лишь слегка колеблют минимальными усилиями и он звучит — правильное пение, звучит весь организм, грудь.

71. Звук не должен оставаться на связках, они от этого быстро устают, переводим его на диафрагму, опору — он будет звучать громче, благороднее; свободно и не уставая, будем петь. Чтобы связки и горло не резонировали звук, и не усиливали бы его, а только рождали. Усиливают звук пусть резонаторы.

72. Близко ставим ладошку ко рту и дуем — чувствуем давление воздуха; то же происходит и у нас при пении — воздух с силой попадает в твёрдое верхнее нёбо и отскакивает назад, создавая воздушный столб. Если занавеска мягкого нёба поднята, то звук вылетает изо рта сразу — плоский звук, не крытый; если сильно опущена — звук в нас остается, эхом возвращается и гасится; если среднее положение – то летит изо рта слегка отражённым эхом, обогащённый, крытый, на опоре.

73. Наши лёгкие — это как напряжённая, накаченная воздухом, резиновая камера футбольного мяча, из соска которой воздух выходит. Если мы очень близко к соску поставим ладонь, воздух чуть-чуть будет выходить, потому что ударяет в неё и отталкивается назад; а будь отверстие больше — воздух будет выходить быстрее. Так и у нас при звукоизвлечении: звук попадает в носовые резонаторы в определённую точку и назад возвращается, этим создаётся воздушный столб, который колеблют связки, появляются обертона красивые, звук усиленный. На низких нотах точка резонанса ближе к глотке, на высоких к кончику носа уходит, белый плоский звук вылетает сразу.

74. При форсировании звука купол нёбной занавески расширяется и звук отражается в нас, вокруг связок уплотняется среда (т.е. как бы вместо воздуха – вода) и связки, колеблясь в ней, затрачивают больше усилий, перенапрягаются, чтобы звук из нас вывести наружу, пробить среду. Со временем появляется тремоло, и певцы теряют способность на средних нотах форсировать звук, связки у них вытягиваются, удлиняются. Теряется  способность  петь тихо.

75. Только от чистоты смыкания связок зависит голос. Когда к звукоизвлечению примешиваются ложные связки и другие мышцы вокруг горла, звук становится не чистым и идёт перенапряжение голосового аппарата.

76. Вздохни, затаи звук, вдох; и только тогда начни пение. Звук будет опёрт, связки не будут пропускать воздух свободно, подсвязочное давление сохранится.

77. Звук всегда опирай, чувствуй опору на деке, чтобы он глубже был и проходил свободно. Вдохни воздух и напрягись, задержи его, главное — не выпускать воздух без извлечения звука, чтобы он расходовался только на полезную работу. Так и пой.

78. Чувствуй разницу в звучании: когда мы поём бездыханно связками — зажимаемся, в пении участвуют только верхние резонаторы, а когда на дыхании — голос широкий, звучит весь организм, опертый звук, полон обертонами и т.д. Совсем другой звук.

79. Когда мы не посылаем дыхания, т.е. ослабляем подсвязочное давление, звук издают одни связки, перенапрягаются, и голос садится.

80. В пении звук опирается на опору – живот или на связки – без опоры; между которыми создаётся воздушный столб и звук рождается до верхних резонаторов.

81. Глыба голоса, лавина — идёт от певца, когда он на воздушном столбе поёт, иначе голос попадаёт куда-то в нос, затылок и т.д., и гасится, глушится.

82. Культура извлечения звука — концентрированный, собранный, насыщенный звук.

83. Организм человеческий воспринимает звук, свет, запах так, как ни один прибор совершенный воспринять не может. Разница света при ярком солнце и в подвальном помещении в миллионы раз, а мы, присмотревшись, ориентируемся везде; также и в звуке. Громко не обязательно петь, слушатели, прислушавшись, хорошо будут слышать и тихий голос.

84. Не все понимают, что тихое пение украшает исполнение. Многие привыкли кричать.

85. Пой с запасом, т.е. на опоре, гортань внизу; если гортань поднимешь, то начнёшь зажиматься, давиться и верхние ноты не возьмёшь.

86. Карузо сознательно стирал звонкость звука, т.к. послушав такое пение, начинаешь утомляться, режет слух, хотя вначале привлекало; он старался придать голосу мягкость, нежность, бархатистость за счёт того, что звук не поджимал, не отпускал, не выпускал из себя и держал внизу все звучания.

87. Крик, бездушный холодный стеклянный звук, завышенная громкость – это раздражает человека.

88. От пения на опоре связки становятся ещё крепче, а без опоры быстро устают и голос гораздо слабее; чтобы звучало громко, приходится форсировать звук, перенапрягать голосовой аппарат, голос садится, горло зажимается…

89. Слишком высоко завышать тесситуру нехорошо, т.к. певцы начинают петь сильнее и переходят на крик.

90. Сорок лет — это у певца расцвет творческих сил. Исполнители, поющие на опоре, до самой смерти имеют прекрасную певческую форму. При неправильном пении к сорока годам певец теряет голос и у него меняется тембр, голос качается.

91. Раньше в молодости пел я, показывал горло врачу, он говорит: «Слизистая покрасневшая, вы, наверное, болеете?». Настроение напряжённое после пения. Это от неправильного пения происходило. А сейчас пою правильно, лёгкие, живот, горло даже вылечились у меня от хорошего пения, а от плохого даже заболевали. Это массаж внутренних органов, жизненный тонус человека поднимается, пение в радость и людям приятно, и Богу угодно.

92. Связки натренированны как у спортсмена, голос гибкий, трели имеются – от постоянных упражнений многократных. Спортсмены годами тренируются, чтобы мышцы имели навык в движениях, а если спортсмен не упражняется какое-то время, то многолетний труд пропадает, результат будет ослабленный. И нужен опять кропотливый регулярный труд, чтобы достичь высоких результатов. Так и в пении. Важно достичь того, чтобы весь организм участвовал в звукоизвлечении, после только сомкнули связки, и голос полетел.

93. Существовала школа пения – петь громко, громче голос свой показать. Культурно надо петь, а не орать. Чувствовать, когда ослабить звучание, а когда усилить, чтобы к высоким нотам подойти и их взять, т.е. представлять всю тесситуру и продумать где как петь по громкости, пиано.

94. В Италии берут учеников не всех подряд, а имеющих даже определённые физические данные, свойственные певцам, — широкая грудь, физическая сила, рот, глотка, зубы, нос, способствующие лёгкому воспроизведению и вылету звука, а также здоровую психику и т.д.

95. Главное, петь не на зажатой гортани, а чтобы воздух мягко касался при выходе снизу связок и они звук издавали, (ласкай связки, смазка связок) связки очень маленькие и долго напряжение не выдерживают. Связки у теноров очень нежные, у басов связки плотнее.

96. Приставь ладони к ушам в направлении лица, как уши у зайца, и пой. Так ты узнаешь, как звучит голос, и как слышат тебя люди, громкость звучания твоего голоса в помещении.

97. С закрытым ртом поём гамму на звуках ГХА, М или другие звуки. При правильном формировании звука, выходящего из нас, колеблются слегка щекотно губы, кончик носа, горбинка его, верхние передние зубы тоже заметно вибрируют, а если звук в нас остаётся или попадает куда-то не туда, этого не происходит.

98. Признак правильного пения – поём и в процессе пения ноздри зажимаем, звук при этом не меняется, т.к. он весь естественно выходит, летит из нас; это от того происходит, что поём чисто связками, и звук выходит из нутра.

99. Выражение лица спокойное, не напряжённое, когда человек поёт правильно.

100. Когда вибрируют верхняя губа, зубы, кончик носа при пении — это признак правильного звукоизвлечения.