1. В пении нужно как можно меньше отрицательных эмоций, всегда надо хвалить, чтобы не отбить у ученика охоту петь. Даже музыку весёлую исполнять, петь что-нибудь радостное.
2. Обучение производить так, чтобы было как можно меньше плохих ассоциаций, никогда не ругать, а всегда хвалить, хотя бы что и не так сделает ученик. От грубости и ругани человек теряется, робеет и допускает большие ошибки. Особенно важно это в хоре, где всё на виду и замечания делаются при людях и коллегах по работе. От мирного отношения между людьми радостно находиться с ними и трудиться сообща.
1. Язык при правильном пении лежит и прижат, не высовывается выше зубов.
2. Признак хорошего пения, правильного — мы можем делать разные движения головой, телом при пении, но характер звука от этого не меняется.
3. Грудь вперёд выходит, поднимается, плечи опущены – один из признаков правильного пения.
1. Излишняя звонкость раздражает слух. Мягкий бархатистый тембр всегда приятно слышать в голосе.
2. Чем сильнее напряжение мышц живота, тем оно будет меньше на связках, и наоборот, т.е. живот должен расширяться, а не подтягиваться, за счёт нажатия на него сверху грудной клетки.
3. Крыть пробуй звук не носом, а куполом груди — и он всегда будет на одном месте.
1. Как будто рот у тебя в груди, в животе — оттуда и пой.
2. Не все знают, что только слушание плохих исполнителей музыки, всех кричащих, дергающихся, бормочущих нечленораздельно — уже портит голосовые связки, делает их больными. Т.к. они поют неправильно и не вокально.
3. При слушании связки непроизвольно подражают поющему, поэтому нежелательно плохих певцов слушать, а тем более петь рядом с ними. Связки сокращаются у нас, как у таких певцов.
1. Воду пить комнатной температуры и выше, чтобы не болело горло. Особенно в жаркую погоду не пить холодного, т.к. легче всего простудить горло, обратить на это усиленное внимание.
2. В хоре петь так, чтобы один голос являлся как бы обертоном другого, и никакая партия не вылезала бы.
3. Когда мы поём как бы плача, то звук опирается.
4. Пение, слово — божественный дар, отзвук небесных гармоний и песен.
1. Вытягивай из себя воздух как резину, при пении, или длинную бечёвку: ощущение.
2.Опирай звук при таких ощущениях — быстро коротко выдохнули и задержали воздух, но не горлом, а грудью, солнечным сплетением.
3. Следи за своими ощущениями, контролируй их, наблюдай.
1. Упражняться в день 15-20 минут достаточно: в форму войти, почувствовать, как управляются связки, дыхание.
2. Певцы итальянские два-три раза по десять — пятнадцать минут в день ставят голос и распеваются, остальное время разучивают партитуру музыкальных произведений.
3. В операх партии так поставлены, чтоб попел исполнитель, отдохнул, попел, отдохнул — чтоб голос не сильно уставал у него. За всё произведение берётся всего три — пять Ля ноты. Это нормально для теноров. Это примерно 20-30 минут чистого пения.
(далее…)