8 (968) 824-94-46

ТЕЛЕФОН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Сотница вторая

1. Язык при правильном пении лежит и прижат, не высовывается выше зубов.

2. Признак хорошего пения, правильного — мы можем делать разные движения головой, телом при пении, но характер звука от этого не меняется.

3. Грудь вперёд выходит, поднимается, плечи опущены – один из признаков правильного пения.

4. Во время пения плечи опустить и держать их свободно – голос легко польётся; если плечи напряжены и приподняты вверх, ограничивают движения гортани и дыхания — пение напряжённое, скованное от этого.

5. Свеча, поднесённая ко рту во время пения, не колеблется – поём правильно.

6. В нос озвучиваешь; закрываем ноздри и поём, если звук не меняется, то он рождается, формируется в груди правильно; а впечатление такое, будто он в нос попал и звук весь на вылете. Если звук меняется при зажатии ноздрей, звук формируется неверно.

7. Когда греем замёрзшие руки, выдыхаем тёплый воздух из глубины тела, этим воздухом и пой – признак правильного пения.

8. Если слюна наполняет рот во время пения, это хорошо, а рот и горло сухи – от неправильного пения.

9. Звук остаётся в нас, когда мы громко слышим себя, резонаторы в ухо посылают звук. А когда мы себя слышим слабовато и немного странный эффект, звук мы из себя извлекаем в пространство; поставив ладони к ушам, слышим звучание как в усилителе через микрофон, и даже больно в уши ударяет – значит, звукоизвлечение правильное.

10. Звукоотражающую плоскость ставим пред собою, книгу, например, и если отражается звук громко, то звукоизвлечение правильное.

11. В пении участвует весь организм: резонаторы, связки, мышцы живота — тогда  и получается громко естественно и легко.

12. Хорошее звучание и пение – когда звук льётся из нас легко, свободно, естественно, и нет никаких призвуков в звучании, ни носовых, ни горловых. При повышении и понижении нот, тембр не изменяется, т.к. звук извлекаем в одном месте – в груди, на диафрагме.

13. От правильного пения гудит земля.

14. По разговору чувствуется, что голос рабочий, т.е. хорошо натренированный и поставленный.

15. Фрукты кушать перед пением нежелательно, а также всё, что раздражает слизистую оболочку рта.

16. Когда нам нравится петь, а прихожанам слушать, тогда мы поём правильно, и лучше поём в конце. При правильном пении, чем больше поём, тем больше петь хочется.

17. Итальянские певцы поют негромким голосом, но он слышен везде и впечатление производит величественное, сильное.

18. Звучание голоса в разных местах храма слышно по-особому. Иногда бывает так – вблизи всё сливается у клироса, а вдали хор слышен чётко.

19. В голосе важна лёгкость, полётность.

20. В помещениях с хорошей акустикой громко петь не требуется, а надо чётче выговаривать звуки — и всё понятно и слышно будет, а если комкаем слова, эхо это ещё больше усиливает – то ничего не поймёшь.

21. Полётный звук слышится везде одинаково, а неправильный – вблизи глохнешь от него, а вдали не слышно.

22. Зрительно наметь, куда ты посылаешь звук, и отправляй его туда на данное расстояние.

23. При правильном пении мы себя не слышим, весь голос уходит в пространство, и наоборот, когда мы себя слышим хорошо, весь голос остаётся в нас, колебания звуковые гаснут в теле, попадают в ухо, и мы себя хорошо слышим, якобы и голос громкий. Такой голос неполётен, вблизи от него глохнешь и вдали его не слышно, связки устают быстро, горло зажимается.

24. Хорошее пение достигается внутренним напряжением, от которого звук сильно концентрируется и как бы прорезает далеко пространство, хотя может быть и тихим, но он обладает высокой полётностью.

25. Орать не надо в пении, а тихо проникновенно и одухотворённо петь, трогать душу слушателей, умиротворять её. Правильный звук, полётный, зал полностью заполняет и слышен везде равномерно.

26. Чувствуй, как звук заполняет пространство. При правильном звукоизвлечении он везде, и через двери проходит. А неправильное звучание даже оркестр не пробивает.

27. Тихий полётный звук слышен везде равномерно в пространстве зала, даже вдали ещё лучше.

28. Тихий разговор, шёпотом, громкий, протяжный — пение такое же, и всё это на воздушном столбе, более ничего не надо. Полётность, слышимость хорошая звука.

29. При посыле звука в воздух и наполнении им пространства вначале как бы прорезается окно, а после наполняется всё.

30. Голос собранный, не хриплый, не вялый – летит далеко.

31. Не оставляй звук в себе, пусть сформированный в нас правильно он выходит, проходит в пространство.

32. Умей посылать звук в разные места, на разные расстояния.

33. Когда мы поём правильно, свободно, естественно, тогда мы не слышим себя, весь звук выходит в пространство, нигде не застревает в горле.

34. Звук уходит, когда поём в открытом объёме помещения. (Открытые двери).

35. Врачи рекомендуют даже не говорить, когда связки сильно переутомлены, им надо просто отдохнуть.

36. Хлопаем в ладоши первый раз слабо — от соприкосновения звук издаётся тихий; второй раз сильнее – звук громче, третий раз ещё сильнее – звук раскатистый. Также и наши связки: чем они сильнее ударяются, чем их сильнее смыкаем, тем звук громче. Если же между связок проходит воздух широкой струёй и слабое подсвязочное давление создалось, то звук тихий и глухой услышим.

37. Когда мы правильно поём, мы себя не слышим, а когда озвучиваем вверху, то себя слышим, но голос не летит в зал, и по звучанию — плоский, противный.

38. Если мы себя слышим хорошо, то это неправильный звук, т.к. от связок мы посылаем звук в головные резонаторы таким образом, что он отражается в наши уши, а надо в пространство или зал. Проверяем себя таким образом: ставим пред собой звукоотражающую плоскость, и если отражается звук громко, то звукоизвлечение правильное.

39. Воздух при пении выходит из нас сильной струёй или быстро – признак неправильного пения.

40. Колки не держат, т.е. связки устали и не выдерживают напряжения.

41. Загоняют звук в нос и верха, поют режущим противным звуком, а если поёшь мягко, легко, верха на опоре, то тебе говорят, что ты занижаешь, хотя звук такой же высоты.

42. Долгое пение на высоких нотах стирает тембр, связки.

43. Когда тембр голоса меняется при понижении или повышении нот (идут за звуком), или при усилении или ослаблении звучания голоса – это признак, что поём ещё несовершенно.

44. При большой физической нагрузке голос не держится и колеблется.

45. После вкушения пищи не рекомендуется петь в течение двух, трёх часов, т.к. движению диафрагмы препятствует наполненный желудок.

46. От излишнего пения стирается тембр.

47. Плечи приподняты — признак неправильного пения. Лицо искажается, шея надувается, багровеет человек.

48. Сорванный голос, сип – от долгого неправильного пения.

49. После родов многие женщины теряют голос от крика и перенапряжения связок, вызванного необходимостью диафрагмой вытолкнуть из себя ребёнка.

50. Пел и вдруг снизу мокрота пошла — остановился, откашлянул, чтоб не сипеть и не хрипеть, и начал далее петь.

51. На голос влияет всё: понервничал, расстроился — и голоса нет.

52. Связки разбухают и весь голосовой аппарат звучит глухо после того, как горячей воды выпьем много. Кровь прилилась к горлу. Перед пением горячей воды не пей много.

53. Если даже тихо поём, но не на опоре — то устанем сильнее, нежели будем петь громко и опирая звук в себе.

54. От бани голос садится. Душ принимать надо на ночь, чтобы не простыть. За несколько дней до выступления не мыться.

55. Начинающий скрипач начинает играть на скрипке, очень бывает тяжело его слушать, нажимает он на струны, ошибается, смычок пережал и т.д., так и у начинающего певца, только сложнее, т.к. он не видит связки, а управлять ими его надо научить, также и струю воздуха нужного давления подать. Годы требуются работы, чтобы чувствовать связки, и они чётко смыкались, а ложные связки и всё другое не стягивало и не мешало бы пению.

56. Начинающих певцов держат минимум два года на середине, чтобы связки укрепить и на среднем диапазоне обучить правильно петь, а впоследствии прибавляют по полтона вверх и вниз. Освоили, дальше идут.

57. Освоив диапазон средний, мы начинаем его расширять вверх и вниз, играя несколько звуков одинаковых вверх, прибавляя по полтона почти до предельных возможностей (тон в запасе держать, не добирать, чтоб связки не повредить), и так раз 50-100 зацепляем облегчённо, пока не освоим основательно. И дальше поднимаемся в тоне месяца через три. Так увеличиваем диапазон, раскачивая вверх-вниз звук.

58. Чем крепче ноги, тем больший груз мы можем поднять, так и в пении, вначале мы укрепляем живот, диафрагму, грудь, гортань, связки, и верхние резонаторы, т.е. вначале создаём фундамент, на который голос мог бы опереться, после укрепляем связки и далее учимся ими управлять, владеть.

59. Пению учатся минимум шесть-семь лет. Пока окрепнет певческий аппарат, певец научится им владеть, почувствует что надо, как лучше исполнять, он постоянно находится под контролем педагога, который учит его, как младенца, ходить; тот падает, ссадины получает, ушибы, постепенно укрепляется, уверенней себя чувствует. Ученик иметь должен от природы данные хорошие – глыбу, из которой можно что-то изваять, и регулярные занятия. После познания себя и освоения на практике знаний учебы, ещё доводит, находит себя в выступлениях.

60. Мы почувствовали связки, аппарат звуковой узнали как работает. Следующий этап – переводим звук в живот, чтобы он рождался органически, т.е. от всего организма, поэтому и называется органическое пение, и нет никакой «химии». Звук рождается и непонятно где родился – нет ни носа, ни горла, ни затылка, рот не дёргается.

61. Связки, мышцы шеи, диафрагмы и живота, грудь, кровеносная система, губы, язык укрепляются постепенно в процессе пения, мы ими овладеваем и доводим всё до рефлекса.

62. Вначале, мы укрепляем голос, весь мышечный тонус, язык, лёгкие, пресс, диафрагму, связки чтобы подчинялись, кровоснабжение чтобы хорошее было, и частыми упражнениями постоянными, доводим  до рефлекса все эти движения. Некоторые ученики поупражнялись, почувствовали, как надо петь, и три недели не являются на занятия, от этого всё теряется и даже портится, приходится всё начинать сначала.

63. Вначале создаём, делаем глыбу, массу голоса, а после ставим его на воздушный столб, над ним работаем, и в конце из этого начинаем работать над деталями – филировка голоса, нюансировка и т.п .

64. Учитель математики знает свой предмет в совершенстве, а ученики не имеют способностей, и как он их не обучай, из них толку не будет; также и в пении. Не всё зависит от учителя, но многое от учеников.

65. Упражнениями мы решаем несколько задач одновременно: повышается техника исполнения, музыкальность, диапазон, культура пения и т.д.

66. Каждое упражнение имеет какую-то цель: одно — зажим с горла снимает, второе — на дыхание, на опору звук ставит, третье — крыть помогает, четвёртое — объёмность звуку придаёт, пятое — для верхних нот, шестое — для дикции, седьмое — для каждой гласной…

67. Не надо петь деланным, искусственным, придуманным звуком. Через несколько лет такого пения голос потеряешь совсем.

68. В певце надо развивать его природные данные, чтобы пел естественно.

69. Когда правильно поём, голос надо не щадить, от этого он становится только сильнее, голосовой аппарат укрепляется.

70. Ещё нежнее смыкай связки.

71. Не уходи от связок во время пения, когда отходим, там всё выворачивается наизнанку и поём не поймешь как, всё пережимается и передёргивается.

72. Сильней смыкай связки: всё внимание на них держи и им подавай только воздух. Получится лёгкий, громкий, светлый звук.

73. Если хочешь громче издать звук — сильней смыкай связки, вот и всё, весь секрет.

74. Важно чувствовать связки и уметь ими смыкать и тихо, и сильно, и мягко, и по-разному.

75. Принятие душа, вода, баня, снимает напряжения духовные, телесные с нас, также и со связок, но на следующий день голос ещё полностью не будет управляем, т.к. связки, слизистая горла набухшие, тело расслаблено несколько и т.д.

76. Не оставляй звук на связках, переводи его вглубь, в грудь.

77. Перед произношением, пением не готовься, тем более не готовься долго; а сразу взял воздух — говори и пой, но только протяжно на опоре. Когда готовимся, то зажимаем себе горло для выдоха звука и звук летит напряжённый.

78. Выходя из нас, звук чтобы на горле не застревал.

79. Познавай свой инструмент – связки, как они работают, смыкаются. Наблюдай за своими ощущениями, находи себя и пой.

80. Ничего не выдумывай, пой связками, в этом всё.

81. Не выпускай звук, в себе затаивай. Чтобы воздух не выходил между связок свободно, заталкивай его ниже.

82. Когда мы неправильно поём, связкам неуютно, они неудобно себя чувствуют, перенапряжены, перезажаты.

83. Поём связками, их напрягая, как у Карузо. Если связки вяло работают, то звук приходится форсировать за счёт посыла его в резонаторы, идут

неправильные завихрения воздуха, перенапряжение окружающих мышц и голос садится быстро.

84. Поём связками, всегда это помнить, и больше ничего. Их смыкаем, ими управляем.

85. Не доверяй во время пения тому, какой звук слышишь ты, верь больше своим ощущениям в себе: чувствуй мягкость смыкания связок, не выпускай звук, воздух.

86. Старайся не извлечь голос из себя, а наоборот — загнать его как можно ниже и держать в себе, и не выпускать вожжи, т.е. управление. Чем выше нота, тем ниже и шире её берём.

87. При упражнении в пении не жалей связки, чем они упруже смыкаются и собраннее, тем менее устают и лучше звук. При вялом смыкании, бездыханно, усталость связок сильнее.

88. Связки — это часть слизистой носоглотки. Курим, пьём вино — на слизистую это плохо влияет, а значит — и на связки. 

89. Петь мимо связок – связки колеблются не в полную силу, из-за того, что воздух проходит между них свободно. Активней работай связками, не щади их. Связки сильнее устают, когда работают вяло.

90. Лет двадцать пели на природных данных, связках крепких, а после — срыв голоса. Профессиональные навыки нужны, т.е. церковное бельканто. Это особая область пения. Голос посылается с низа живота, уметь эти мышцы напрягать, подтягивать, и звук в верхние резонаторы посылать, но его не выдавливать из себя, а в себе держать. Чем выше звук, тем ниже берём, ниже звук – дыхание от низа живота поднимаем выше, чтобы постоянно опору голоса создавать и постоянно контролировать давление воздуха, и никогда его не терять.

91. При пении, игре, физических занятиях важно, чтоб нигде не было зажатых групп мышц. Всё расслаблено, вздохнули и грудную клетку опираем на живот – весь организм будет участвовать в звукоизвлечении. Неправильно – когда живот сужаем, подтягиваем к грудной клетке: голос снимается с опоры, перенапряжение в животе, он не участвует в звукоизвлечении, а только связки и верхние головные резонаторы.

92. Проверять, правильно ли звучит голос, так: говорим звук А с объёмом в груди из живота в верхние резонаторы, заднюю стенку верхнего нёба поднять. Весь организм должен звучать, грудь, головные резонаторы вибрировать, звук легко снизу вверх проходит, связки не зажаты.

93. Перед началом пения плечи отведи к спине, вздох – рёбра в стороны расходятся, живот расслабляется; смыкаем связки, спина напряглась в поясе, плечи вниз напряглись и рёбра вниз пошли – получаем густой, насыщенный звук на опоре.

94. Бельканто монашеское – грудная клетка давит на живот, живот выдвинут, тело расслаблено, звук свободно проходит, не оставаясь на горле, гортань, нёбная занавеска раскрыты.

95. Красоту звука держит низ, мышцы живота; в нужное состояние мы их приводим специальными упражнениями. Когда перестаём упражняться, мышцы постепенно слабеют и голос теряет нужную силу, красоту, гибкость.

96. Очень важно по своим ощущениям чувствовать: когда поём правильно – звук лёгкий, объёмный, а когда поём неправильно – звук сухой, голый, холодный. Когда мы слышим себя хорошо при пении – тогда обманываемся, т.к. звук остаётся в нас; а плохо себя слышим, но полётность звука чувствуется – тогда правильное звукоизвлечение.

97. У детей есть такая игра, набирают все в себя одновременно воздух и кто дольше задержит его. Это ощущение при пении.

98. Резонаторы груди важнее головных, они дают глыбу, массу голоса, а верхние ограничивают, модулируют основное звучание.

99. Звук богатый обертонами, свободный, естественный.

100. Чистый звук, тёплый, добрый, ласкает, успокаивает душу, рождается от нежного соприкосновения связок.