8 (968) 824-94-46

ТЕЛЕФОН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Сотница третья

1. Излишняя звонкость раздражает слух. Мягкий бархатистый тембр всегда приятно слышать в голосе.

2. Чем сильнее напряжение мышц живота, тем оно будет меньше на связках, и наоборот, т.е. живот должен расширяться, а не подтягиваться, за счёт нажатия на него сверху грудной клетки.

3. Крыть пробуй звук не носом, а куполом груди — и он всегда будет на одном месте.

4. Ныряем в воду – делаем вздох перед этим; на таком вздохе и петь.

5. Прикрытый звук сдержан – звучит мягко, благородно. А открытый резкий звук режет слух.

6. Главное, уметь чувствовать хороший звук и неправильный. А после пробовать его улучшить, наблюдая за своими ощущениями при извлечении звука.

7. При правильном пении звук собственный певец чувствует пустоватым, он весь улетает в пространство, и тогда поющий начинает прибавлять, и со временем звук с опоры снимается, и горло от этого перетягивается, всё переходит на крик. Поэтому неплохо иметь человека, который бы певца контролировал из зала.

8. Когда форсируем звук, занавеску приподнимаем нёбную, и связки колеблются в более плотной среде от этого, и поэтому устают скорее. Это всё равно, что они в воде, а не в воздухе колеблются.

9. Следствием излишнего обременения связок напором непроконтролированного давления воздуха является полное их ослабление.

10. После принятия пищи петь надо через два часа.

11. Горловой звук напряжён и звучит всегда неприятно, нежели естественный на опоре звук, на дыхании.

12. Как только звук снимаем с опоры, так он делается сразу тихий, дряблый; а на опоре – свежий, громкий, свободный.

13. Когда воздух выпускаем сразу из себя, звук беспомощный, призвуки разные. Это когда бриллиант показываем, но он весь в грязи и эффект подачи потерян.

14. При чтении и пении, когда мы произносим тихо слова и бездыханно, связки, горло утомляются сильнее, чем когда будем слова произносить громко и на дыхании.

15. Когда покушаем, и голосом хуже управляем, не так владеем им, когда после вкушения пищи начнём петь.

16. Опёртый звук отличается от форсированного. Форсированный звук не то чтоб громче, но зажатее и быстро снашивается.

17. В процессе пения не ослабляй связки, не выпускай воздух, иначе петь будешь бездыханно, без опоры, без воздушного столба, пойдёт плоский звук.

18. Не облегчай звук, он звучит хоть и красиво, но тише и снимается с опоры.

19. Некоторые поют на горле, некоторые в груди форсируют, а надо петь от горла до диафрагмы; уметь так и так – это правильно.

20. От зажатия звука (поднятием горла, верхним мягким нёбом, ложными связками, т.е. верхними резонаторами, которые могут и гасить звук, если неправильно ими пользоваться), красота его теряется. Звучание должно быть лёгким, естественным, свободным, на диафрагме, а не на горле.

21. Бывает так: поём правильно, но себя не слышим и чтобы себя услышать, начинаем переходить на крик. Зажимаемся и так сбиваемся. Контролируй себя, ставя ладошку как рупор к уху, или ушам и услышишь истинно, какой звук от тебя идёт.

22. Когда звук не проходит и застревает в горле на низких нотах ещё, горло уже напряжено, а на высоких нотах горло ещё более сжимается, тогда не можем брать высокие ноты, т.к. идёт перенапряжение и голос садится.

23. Всё, выпустили воздух, начинаем заново. В начале пения всегда контролируй, как запели: на сомкнутых ли связках и на опоре, или на связках, дрябло соприкасающихся, когда между ними бесполезно проходит воздух и гортань приподнята в это время.

24. Старайся, чтобы звук не из тебя выходил или выливался, а наоборот, его в себе сдерживай ниже связок на диафрагме. Открытым звуком верха не возьмёшь.

25. Извлечение звука — это священнодействие.

26. Можно петь звуком от связок до верхних резонаторов – пискляво, «звучка – дучка», а можно по-иному: от верха до низа живота, чтобы звук свободно проходил и лился, напрягается низ и боковые части пресса – звук получается естественный и живой, проходит свободно, не застревает на связках.

27. Ощущать голос и свободно им управлять. Озвучивать надо в верхних резонаторах.

28. Зачем, говорят, нужна школа – школа раскрывает природу, данные певческие.

29. Озвучивание происходит резонансом от связок до верхних носовых резонаторов.

30. Носовые резонаторы чистые. Ими надо уметь пользоваться, чтобы усиливать звук и облагораживать его, делать ярче, полётнее.

31. Не снимай звук с опоры, связок, не загоняй его в нос: «звучка – дучка».

32. Не надо загонять звук в верхние резонаторы, т.к. он там застрянет и останется, а петь связками и выход звука через рот, вверх он сам попадёт и окрасится. Иначе звук снимается с опоры, и певцы постепенно переходят на крик.

33. «Атака» может быть активная и мягкая, т.е. мягкое смыкание связок.

34. «Гвоздить» — звук, пробивающий оркестр.

35. Как будто в животе помпа и медленно на неё нажимаем, почувствуем вибрацию под грудной костью, и так звук не выпускаем выше солнечного сплетения. Воркуем там, наслаждаемся.

36. Чувствуй «купол» — головные резонаторы.

37. Нажимай на педаль, «помпу», от солнечного сплетения в низ живота.

38. Грудь даёт динамику, глыбу, мощь звуку, а верхние резонаторы придают оттенки ему.

39. «Львиный зевок» — поднимаем высоко нёбную завесу, расширяем горло, рот для беспрепятственного выдоха звука. Рот после можно прикрыть и даже стиснуть зубы.

40. Чувствуй характеры разных ударов воздушного столпа о связки. Звучание от этого зависит во многом автоматически, и будет действовать как нужно. Звуком полощи горло.

41. Сильно посылаем воздух и после плотно связки смыкаем — это очень плохо на связках сказывается, от удара по связкам и напора воздуха они перенапрягаются резко, и воздух начинают сдерживать ложные связки.

42. Чувствуй «трамплин» в начале формирования посылаемого звука.

43. Когда мы поём не чисто связками, подключаются ложные связки, голос от этого глушится, мы начинаем его загонять в нос. «Звучка — дучка».

44. Естественно мы можем брать только ноту ЛЯ, а что выше, то от правильной техники пения, но такое же должно производить впечатление естественности звучания, мягкости, свободного прохождения звука.

45. Голос с металлом и бархатистый одновременно.

46. При пении высоких нот не уходим от связок непонятно куда-то вверх. От этого горло поднимается, голос отходит от опоры, начинаем форсировать звук за счёт перенапряжения горла, верхние ноты взять уже не в состоянии, связки перенапряжены и не смыкаются. Звучание нот без соблюдения одинакового тембра, так как они рождаются в разных местах, человек быстро устаёт и голос портится. Чем выше нота, тем ниже и шире её берём, не выделяем крайнюю ноту высокую, поем её легко и свободно, ровно.

47. Когда повышаем диапазон звучания, главное при этом, при мягкости, чёткости, плотности смыкания связок, их постоянно чувствовать, ими извлекать звук, не выпускать воздух и сохранять подсвязочное давление, тогда легко возьмём и высокие ноты, и звук полетит из груди, затаивай его там. Не давай ему вылетать из груди, затаивай его. Не давай ему вылетать из нас, а наоборот, глубоко его в себя загоняй. В пении чувствуй воздушный столб, на нём и пой связками, чтобы не выпускать воздух и звук извлекать.

48. На высоких нотах без распевки петь опасно, т.к. мокрота может попасть с большой скоростью на связки, а они очень сильно колеблются и могут повредиться. При болезни бронхов, трахеи желательно воздерживаться от пения; а когда на связках кровоизлияние, как узелок — даже и разговоров избегать. Это похоже на ранку на пальце, при сгибании — разгибании пальца корочка на ранке не затягивается, и болезнь не проходит.

49. Для того, чтобы петь в верхах профессионально, надо иметь очень большую физическую выносливость и силу, крепкое от природы или упражнений здоровье, хороший сон и еду. Это очень тяжелая физическая работа, требующая большой энергии, плюс к этому необходима умная, хорошая голова, понимающая и чувствующая, что от неё требуется.

50. От связок внутрь звук посылаем на диафрагму, и там поём и воркуем, и все сложные смычные приёмы пения разрешаем здесь.

51. Если на певца накричали и он в сильной скорби, нервничает, то ему высокие ноты нежелательно брать и петь громко, форсировать звук, иначе он может не объективно оценить себя, свои возможности, сорвать голос и уйти со сцены. Вообще, к одарённым личностям необходимо относиться предельно мягче и снисходительнее, полагаясь на волю Божию и молясь о них. Они редки и от Бога дар нам, при каких-то своих иногда противоречиях, для смирения им данных.

52. При перенапряжении на ноте ДО, связки могут лопнуть, и мы потеряем голос. Верхние звуки брать очень осторожно, чтобы не сорвать голос.

53. Высокие ноты надо формировать внизу на диафрагме и воздух не выпускать свободно, а опирать — так поётся тихо и культурно; а когда так не поём, то переходим на крик, звук начинаем форсировать, воздух выходит свободно, нет подсвязочного давления и автоматически горло зажимается, гортань сдавливается — от этого связки быстро стираются, звук сдавленный, противный.

54. Поставленный голос звучит мягко, облагорожено, смягчённо, хотя и воспроизводится легче, и звук выше.

55. На высоких нотах попробуй резонировать воздух не в нос, а на верхнем нёбе, звук становится от этого мягче, благороднее.

56. Некоторые учителя говорят — пой так, как будто у тебя картошка в носу горячая, а как этого достигнуть, они не знают, когда звук попадает в нос и получается чуть-чуть носовой призвук. Звук попадает в маску. Это достигается тем, что воздух не выпускаем. От этого у звучания появляется светлость. Попробуй читать так — взять воздух, задержать его и на концентрированно медленном выдохе читать, не выпуская воздух, с носовым оттенком.

57. Человеческий звуковой аппарат похож на инструмент музыкальный, на который чем сильнее нажимаешь, тем лучше и громче звук: на клавишу у фортепьяно, у духовных на кнопки, в гитаре на струны, так же и у человека — звук вниз загоняем, как можно ниже, от этого он лучше, не выпускаем его из себя; а не наоборот, стараться его из себя извлечь, чтоб он вылетал из нас — это самообман.

58. Нос можем заткнуть при правильном звукоизвлечении, всё равно маска резонирует. Звук лаяния собаки очень полётен: Г-ХАВ.

59. Неплохо слышать звучание разных оркестровых инструментов и им подражать пробовать.

60. Всё, поднялась гортань при пении гаммы вверх — начнём снова, иначе верхние ноты не возьмём, т.к. все зажмётся. Не поднимай гортань.

61. Когда смыкаем жёстко, звук издают одни связки; посылать воздух необходимо на опоре, чтоб смазка была на связках и звук объёмный. Таким звуком чуть-чуть будешь петь, и везде будет слышно.

62. Не выпускай воздух между связок во время пения, а чтобы он использовался полностью. Кто часто вдыхает в пении, тот неправильно поёт.

63. Когда гортань зажата, звук не проходит, застревает — надо чтобы она была широко открыта при пении.

64. Каждый раз в процессе пения контролируй грудь, грудную кость, чтобы чувствовать звук под ней, как в пустой бочке, гулкий. Звучит весь организм, колеблется, резонирует, издаёт звук.

65. Беспомощно поёшь, гортань поднята, с дыхания снят звук. Обопри.

66. При пении на низах вдохи делать приходится чаще, т.к. расход воздуха больше, а на высоких нотах расход его меньше, поэтому мы длительность звучания можем увеличить. На высоких нотах связки смыкаются плотнее и длина их смыкания короче.

67. Сделать глубокий вдох – рёбра грудной клетки с боков приподнялись и расширились ещё в сторону спины, живот тоже разошёлся в стороны, потом всё напрягаем и оставляя в таком положении, а снизу подтягивая живот с боков, воздух выталкиваем наружу. Тем самым создаём опору при сжатии с боков и переда грудной клетки. Напрягаем связки и они начинают звучать, звук же при этом резонирует, усиливается в теле (в груди и животе). Звук свободно проходит в пространство, не задерживаясь, наполняет пространство полностью, заполняет все уголки его. Касаясь дна опоры и от неё отталкиваясь, звук летит далеко и легко. И если при этом чётко смыкать только связки, то эффект звуковой полноценен. Носовыми резонаторами мы при этом придаём окраску голосу (плач, жалобу, мужество, торжественность).

68. Чем выше ноту берём, тем сильнее напряжение внизу, в животе.

69. Некоторые певцы при пении высоких нот меняют тембр, снимая с дыхания, поднимают горло — это неправильно.

70. Найти маску, усиливающую звук.

71. Пой тенором, но глубоко как баритон, на диафрагме.

72. Ощути низ живота и маску кроющую, верхние резонаторы, так и пой.

73. Не иди за звуком вверх при пении высоких нот, их не пой так, чтобы горло поднималось, от этого зажимаемся и выше ноты не можем взять. Пой с запасом, звук не выпускай между связок, вниз его загоняй, в живот.

74. Голос при пении звучит правильно тогда, когда у нас плечи, грудь, горло, связки, шея расслаблены, а напряжение на животе. Боковые косые мышцы живота чтобы всегда в напряжённом состоянии находились (т.е. на них мы можем нажать, ударить в любое время и они не пробьются, и будут твёрдыми, как кость); этим мы напрягаем диафрагму, а звук подаём с самого низа живота в верхние резонаторы, головные, и этим поддерживаем правильную позицию звука, когда удобно петь, и её надо найти и уточнять в течении жизни и сохранять при пении. Звук не надо ни загонять в затылок, ни выносить вперёд, т.е. позицию его сохранять. Он должен звучать как бы высоко над нами и быть впереди нас. Вот почему на мычании хорошо распеваться. С возрастом слизистая оболочка гортани утончается и сушится, от этого бывает сухой кашель. В начале пения идёт мокрота от правильного посыла воздуха, и петь трудновато, а в конце службы только распеваемся, и можем петь весь день и не устанем.

75. В храме полы мраморные и камень стен отражают звук от чтеца жёстко, т.е. ударился звук о стену и сразу полетел дальше, в некоторых местах алтаря слушать даже невозможно, звон в ушах от звука, приходится находить такое место, где звучание воспринимается хорошо. Дерево же звук смягчает и он летит дальше. Полы деревянные хорошо в небольшом храме. Для этой же цели служат колосники, встраиваемые в стены, купола — создают объёмность звучания и держат звук, определённый звуковой уровень. В мраморном же помещении, слово сказал — слышно громко, быстро звук погас и пустота, пауза; дёрганность восприятия слов получается и текста.

76. Постоянный контроль над напором дыхания к груди даёт тону ту основу (туловище), которую он не должен терять даже на самом нежном пианиссимо. Никогда нельзя прекращать контроля над дыханием. Ни один тон не должен быть сильнее или слабее, чем это требуется контролем. Следовало бы всем певцам поставить себе это за строгое правило.

77. Очень важно сделать правильный вдох перед началом пения. Вдыхаем в спину, так боковые рёбра грудной клетки поднимаются, воздух с холодком проходит по задней стенке гортани. Набрав воздух, запираем на замок — т.е. напрягаем кольцо мышц вокруг живота и начинаем петь.

78. Поём на опоре, грудных резонаторах, а верхними резонаторами придаём окраску, интонацию.

79. Так долго льётся звук у певца потому, что не выпускает воздух широко между связок и поёт на воздушном столбе.

80. Раскрой в себе всё, вдохни — и ртом будто как можно больше воздуха захватывай во внутрь, — сомкни далее только связки и низом живота пошли воздух. Чувствуй, как воздух, звук сразу соединяются с общим пространством. Звук выходит безпрепятственно. «Тяни резину», не отпускай давление подсвязочное и напряжение связок. «Львиный зевок». Как будто воздух заглатываешь внутрь себя. Выворачивай все свои внутренности наизнанку при посыле воздуха, звука. Резко, громко, отрывисто.

81. Постановка голоса — это искусство подражательное, от учителя. Важно поймать то положение, которое необходимо и удобно певцу.

82. Петь, увеличивать звук, надо на диафрагме.

83. Связки небольшие по размерам, и колебание связок зависит от их толщины. Тонкие связки у теноров, толстые у басов. Чуть поменьше толщины пальцев их размер и всего две связки. Они выдерживают огромное напряжение от вибрации с разной частотой, от соприкосновения друг с другом, от постоянного напряжения. Сокращаясь, они смыкаются. И когда они утомились, они плохо подчиняются нам и требуют отдыха. Иногда всего лишь раз резко их перенапряжёшь, и они с неделю плохо подчиняются, а то и на всю жизнь дефект звуковой может остаться в произношении.

84. Кипяток пью – обжигаю связки.

85. От чрезмерных нагрузок голоса стираются.

86. Если нет глубоких низов, то не может быть и высоких верхов. На низы мы опираем верха.

87. Правильное звукоизвлечение познаётся опытным путём, на ощущениях, т.е. как умеешь петь и ощущать, тому и можешь научить.

88. Мы не замечаем, что помимо пения, связками мы много и говорим. Связки от возраста постепенно стираются.

89. Петь научиться и громко, и тихо, и плавно, и чётко, и раздельно.

90. Правильно дышать — это когда воздух входит в нас и живот расширяется, а неправильно — когда грудная клетка поднимается во время пения.

91. Очень важно в пении сделать правильный вдох, через нос, заднюю стенку гортани глубоко в себя, расширяя всё внизу живота, глотка расширена и не плоско, а на опоре посылаем звук в верхние резонаторы; и главное, весь руль управления звуком в груди, а не на горле. Говорим в груди — диафрагма, грудь, низкие резонаторы — всё вибрирует от звука. Звучание от этого мягкое и нерезкое.

92. Слушать, как поёт Карузо и подражать ему. У него учились петь все великие певцы. Он поёт технически наиболее правильно из всех исполнителей.

93. После принятия бани голос не звучит. Некоторые певцы мыли у себя не сразу всё тело, а участками. Один день руки, другой — голову, и тем сохраняли свою певческую форму.

94. Сделай глубокий вдох, как бы задней стороной носоглотки и лёгких. Рёбра спины при этом приподнимаются особенно в пояснице, делаем вдох и задерживаем воздух, и после начинаем петь.

95. Верхние ноты пой так же, как и все другие, т.е. при этом не поднимай гортань, и звуком более сильным не выделяй их, иначе зажмёшься и выше ноты не возьмёшь.

96. Ланцо пел мягким плачущим звуком негромко и этим умилял людей. Хотя мог и громко петь, но не пел, т.е. нежное прикосновение к душе.

97. Очень полезно слушать великих певцов.

98. Голос качается от долгого неправильного пения.

99. В день петь надо хотя бы минут 15.

100. Старые певцы говорили, что перед пением за час выпивали по пятьдесят грамм коньяку для разогрева связок. Пары винные выходят после и способствуют пению.