8 (968) 824-94-46

ТЕЛЕФОН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Сотница пятая

 1. Воду пить комнатной температуры и выше, чтобы не болело горло. Особенно в жаркую погоду не пить холодного, т.к. легче всего простудить горло, обратить на это усиленное внимание.

2. В хоре петь так, чтобы один голос являлся как бы обертоном другого, и никакая партия не вылезала бы.

3. Когда мы поём как бы плача, то звук опирается.

4. Пение, слово — божественный дар, отзвук небесных гармоний и песен.

5. Регент руководит службой, общей молитвой. Напрягаем низ живота и опираем сжатый воздух от него до диафрагмы — и в этом месте поём, от и до. Напряжение связок переносим сюда, воздух не выпускаем свободно. Звук опирается — и красивый, сочный.

6. Африка, племя пигмеев; звук и песня имеет для них почти религиозный характер, очень сильное средство выражения чувств. Звук должен быть одушевлён, т.е. быть живым, как всё вокруг, иначе он будет пуст, и следовательно вреден для леса и его обитателей.

7. Виртуозное пение бывает при лёгком, чётком смыкании связок, а не резком, грубом, давящемся.

8. Цветной голос, имеющий окраску.

9. Многое зависит от хорошего дирижёра, он есть и с ним поётся, его нет и энтузиазм, вдохновение пропадает.

10. Величайший дар регенту — не раздражаться на певцов.

11. Учи уши понимать Божественные дары слова и пения.

12. Молитва одного, как соломинка, а многих — сноп.

13. Когда кто читает или поёт, по тому, как он это делает, можно понять, понимает ли он, что он читает и поёт, или нет.

14. Рот полон звука при пении.

15. Если сравним пение Козловского и Карузо, то наглядно можно видеть разницу в звучании.

16. Высокие ноты у Карузо кажутся невысокими, звучат мягко с баритональным оттенком, голос льётся рекой широкой.

17. Слушать хорошие упражнения звуковые у способного ученика — это наполовину поупражняться в постановке голоса.

18. Пой из груди; о Карузо говорили, что у него как будто связки в сердце, глубинным утробным звуком пел, а не верхним плоским. (Маэстро показывал, как это делается).

19. Тембр голоса красивый, мягкий, бархатный, не отталкивающий, который приятно слушать.

20. Пой нежнее в куполе верхних резонаторов при глубоком вдохе в спину.

21. В голосе должна быть изюминка, чтобы он заставлял слушать — печально, жалобно пой, плача.

22. Есть голоса, которые летят как стрела, а есть такие, которые заполняют всё пространство помещения и расходятся завихрениями в разные стороны, как волны на воде от брошенного камня.

23. Шаляпин говорил: я пою эхом.

24. Звук певучий — тянется плавно.

25. Хор поёт на цепном дыхании, все сливаются, никто не выделяется.

26. Пение есть жалоба, плач, и тогда оно трогает.

27. Всякое ныне житейское отложим попечение и прославим Творца в храме пением.

28. Карузо, подражал звучанию фагота от верхних нот к нижним, когда пел при полусомкнутых губах.

29. «Моё счастье, что никто не видит моё напряжение» (Карузо). У него учились многие знаменитые певцы.

30. Высший пилотаж — это петь чисто связками. На них поют великие мастера и делают что хотят.

31. Певец поёт прекрасно, у него всегда ощущается напряжение внутри: грудная клетка, живот, пресс — всё держит, не выпускает вожжи, чёткая дикция, верхи.

32. Люби слушать великих исполнителей, Карузо и других мастеров вокала, и учись у них. Очень полезно петь вместе с ними.

33. Монотонное чтение на одной ноте хорошо в храме, чтобы не навязывать людям своего отношения к прочитанному. В келье можно и эмоции, чувства вкладывать, и высоту звука менять.

34. В пении плач, слеза у Джильи и Ланца были не просто так, а это приём, которым они ставили якорь, от связок к диафрагме.

35. Постановка голоса в хоре: поём, кто-то на горло сел, ему показываем, как надо петь, и дальше изучаем репертуар. Процесс освоения медленнее, но зато основательнее. Регент, поющий на горле, часто портит голоса. Это называется причесать хор — чтобы у всех певцов было правильное звукоизвлечение, а если оно разное, то и звуки, ноты прыгают.

36. Церковное пение — мягкое, тёплое, нежное.

37. Голосом надо умягчать души, успокаивать людей, они в храм пришли для этого.

38. Когда поют много певцов в унисон — то это уже многоголосие.

39. Правильное пение — в нос звук специально не загоняем; поём, и он сам попадает туда, и не поймёшь, где он рождается.

40. Джильи звали «слеза в горле».

41. В звуке должен быть плач, стон — это трогает.

42. Голос мягкий, ласкающий, успокаивающий душу.

43. Регент должен быть намного выше певцов по музыкальному развитию, иначе им будет скучно в хоре.

44. Просто пой, естественно, радуясь, наслаждаясь звуками. А как начинаем заранее готовиться к извлечению звука, голос бывает напряжённый, натянутый.

45. Вздохнули, делаем резкий выдох со звуком, чтобы воздух в носу, во рту отразился вниз, сжимая грудную клетку и расширяя полностью живот, и расслабились; так мы должны и петь, и говорить. Иное пение, когда воздух выпускаем сразу из себя, звук беспомощный, призвуки разные. Это когда бриллиант, показываем, но он весь в грязи и эффект подачи потерян.

46. Начинает появляться мелодия, всё громче и громче, и после опять медленно пропадает — дело здесь в чистом смыкании связок и ощущении подсвязочного давления.

47. Не давай (не показывай) красоту голоса, а стон, плач, умилённость, мягкость, нежность — этим душу трогай.

48. Вздох, опёрли воздух и только тогда начинать петь — звук будет на опоре, на воздушном столбе. Не отпуская вожжи, пой на воздушном столбе, ощущай его — голос будет сочным, ясным.

49. Вдох делаем, как пловцы, и по чуть-чуть выпускаем воздух, считая вслух от 1 до 10 и сохраняя подсвязочное давление.

50. Важно не пропускать воздух свободно при пении, т.е. подсвязочное давление сохранять.

51. Умей сдерживать дыхание, чтобы воздух между связок свободно не проходил. Когда он проходит, то звук снимается с опоры.

52. Легко извлекай звук и тихо, высокие и низкие ноты, а после всё это поставь на опору, и получится то, что надо.

53. Чувствовать воздушный столб, опору, смыкание плотное связок, чтобы не выпускали воздух — это приходит с опытом в пении, с годами.

54. Поднимаем высоко голову вверх, поднимается с ней и гортань — от этого звук с опоры снимается.

55. Затаивай звук в себе, там ты им владеешь, как можно глубже загоняй его. А когда будешь из себя извлекать его, то звук снимаешь с опоры, гортань поднимется, воздушный столб не действует, пропадает.

56. Чтобы звук не вылетал у тебя вверх куда-то, держи его в себе, затаивай.

57. Связки надо поставить на воздушный столб, опереть — при таком пении они долго не устают и укрепляются, становятся ещё крепче, выносливее.

58. Голос должен быть опёрт на дыхание, его надо опирать на воздушный столб.

59. Читай и пой на опоре, чем сильнее и плотнее сжимаешь связки, тем громче звук. Не бойся их напрягать — это своего рода гимнастика для связок. Чем больше их упражняешь, тем они крепче.

60. Не иди за нотой, т.е. чем выше нота, тем выше мы её берём в горле, носу, затылке. Пой всегда в одном месте, чтобы был одинаковый тембр, не ослабляй связки, давление подсвязочное, звук, напряжение его.

61. Иногда любят кричать в хоре, да ещё в конце излишне протянуть, чтобы голос свой показать – вот, мол, как я пою.

62. Подсвязочное воздушное давление должно сразу попадать на связки и получается спокойный хороший звук. Если воздух выходит из стороны в сторону и после попадает на связки, звук напряжённый.

63. Звук мы формируем внизу, и он, попадая в верхние резонаторы, заставляет их звучать, и создаётся обманчивое впечатление, что надо озвучивать верх, и это неправильно. Нет, звук, наоборот, надо затаивать внизу, концентрированный, собранный он рождается от того, что мы выпускаем воздух через связки столько, сколько надо, и сохраняем подсвязочное давление.

64. Лицо спокойное, не напряжённое при правильном пении.

65. Воздушный столб перебивается, когда мы живот в себя втягиваем в области солнечного сплетения.

66. Певцам ставлю голос на опору.

67. При правильном воздушном столбе когда поём, ощущаем, как воздух идёт от низа живота до верхних головных резонаторов, а между ними как бы ничего нет. Сверху купол грудной клетки вниз давит в это время, звук идёт вниз и с низа в головной купол, который слегка вибрирует.

68. Вначале пошли воздух, а после сомкни нежно связки, чтобы звук тихо потёк.

69. Вначале посылаем дыхание подсвязочное, а после включаем, смыкаем связки.

70. Певец поёт в зале, правильно формирует звук, его слышно равномерно, что в первых рядах, что на галёрке у двери. От неправильного же пения вблизи от певца хоть уши затыкай, а вдали его не слышно. Когда идёшь от певца бельканто, то звук как будто идёт за тобой.

71. С закрытым ртом пробуем извлечь звук и когда почувствуем, что губы, зубы и кончик носа вибрируют — это признак, что поём правильно и звук польётся из нас.

72. Все звуки ровные, в одном месте звучат, а не так — один в горле, другой в затылке, третий в носу, и не поймёшь где.

73. Рот как будто наполняется звуком — признак правильного пения.

74. На высоких нотах не поднимать гортань, чтобы не зажаться.

75. Свеча, поднесённая во время пения ко рту, при правильном пении не должна колебаться от воздуха выдыхаемого.

76. Язык не поднимается выше зубов при правильном пении.

77. Признаком того, что мы правильно формируем звук в низу, в животе, является то, что губы у нас вибрируют, щекочет их выходящий из нутра звук; если этого нет, то звук где-то в другом месте внутри нас остаётся.

78. Когда нравится и хочется петь — то значит, поём правильно, такой голос и другим нравится.

79. При правильном пении звучит весь организм, вплоть до пяток, и массируются внутренние органы.

80. Когда научишься звук сдерживать в груди и там петь, ворковать, наслаждаться, тогда почувствуешь истинный вкус пения, свободного лёгкого, радостью дышащего.

81. Подсвязочное давление воздуха сразу ударяет в связки, и они издают чистый звук. Если мы воздух заставим метаться туда-сюда, а после ослабленное давление его, с вихрями крутящимися попадает на связки — звук дребезжащий получается и связки устают.

82. На среднем по громкости уровне звучания надо петь, чтобы был запас вверх и вниз звук перевести.

83. Некоторые певцы поют в среднем регистре и, действительно, это пение, а у других завышен репертуар и переходят они на крик из-за этого.

84. Строго в своей тесситуре петь, не злоупотреблять голосом в верхах или в громкости. Это правило строго соблюдать. Иначе голоса часто портятся из-за этого.

85. В смыкании связок важно найти золотую середину, чтобы их не пережать и не недожать.

86. Высокие ноты берутся там же, т.е. в груди, и так же, только плотнее и мягче, смыкаются связки.

87. Великие певцы распевались по 15-20 минут ежедневно, чтобы сохранять певческую форму, пение также, как и спорт, требует регулярных занятий, чтобы мышцы были постоянно натренированы.

88. Когда поём на тёплом воздухе, выходящем из груди, поём с запасом.

89. Перед пением связки надо разогреть, почувствовать как они смыкаются; и когда поёшь, их не щадить, а выложиться полностью. У связок есть определённый лимит времени и степени напряжения, сколько они могут работать в день. Отдохнув, они восстанавливаются.

90. Ежедневно свой голосовой аппарат певцы приводят в форму минут 10-20, почувствуют связки, дыхание и часа 2-3 проигрывают, закрепляют произведения, хотя и поют их очень часто. Заучивают их до автоматизма, как «Отче наш», тогда и хорошо получается.

91. Пение – это, прежде всего, ощущения. Правильное ощущение звучания, ощущение контроля над собой, а также ощущение хора, зала, пространства, полётности звука и т.д.

92. От пения настоящего всё в горле разгорячается, краснеет от прилива крови.

93. Все итальянские мастера всегда пели на мецца-воче, т.е. вполголоса, а когда надо, на высоких нотах делали форте, т.е. громко.

94. В быту привыкать говорить правильно, на опоре — это помогает и правильно петь.

95. Взяли воздух, сомкнули связки, создали подсвязочное давление, начали петь, не готовясь, сразу.

96. В пении всё построено на ощущениях.

97. Ежедневно делаем гимнастику певческую: разогреваем аппарат, прочувствовали связки, дыхание, распеваемся, чтобы форму поддерживать музыкальную.

98. Петь — как протяжно говорить на хорошо тренированных связках. Не надо голос с них снимать и звук усиливать носовыми резонаторами, в нос загонять, от этого себя хорошо слышим, а полётность звука плохая, связки слабо работают, окружающие их мышцы зажимаются, спазмируют.

99. Открываем больше кран и сильнее вода течёт, меньше открываем меньше течёт, течёт же она за счёт давления, которое где-то создаётся. А не было бы давления, и, как ты не крути кран, вода не пойдёт, так и в пении. Связки звучат от давления воздуха. Чтобы весь организм извлекал звук, звучал, вибрировал.

100. Не оставляй звук на связках, проходи, чтобы свободно меха работали. Всё здесь зависит от контролирования тонких ощущений в процессе пения и умения направлять их куда нужно.