1. Чем выше звук, тем его надо глубже заталкивать, сдерживать, чтоб он шёл внутрь, а не наоборот — выталкивать во вне.
2. Не иди за звуком, а чем выше звук, тем ниже его бери.
3. Не идти за звуком, а не меняя тембра, спеть гамму — не каждый сможет.
1. Пение требует огромной физической энергии и большого здоровья.
2. В пении требуется много трудиться, много энергии. Не жалей себя. С виду это выглядит легко и просто, на самом деле требуется большое напряжение.
3. Ласкай ухо пением.
1. Чем сильнее ударяем мяч вниз, тем выше он подскакивает, также с голосом: чем его вниз глубже загоняем, концентрируем, там сдерживаем плотно связками, тем он далее летит и громче становится.
2. За два занятия можно добиться сильного звучания, форсируя голос и излишне поднимая нёбную занавеску — но впоследствии высоких нот не будешь брать, а голос внутрь себя загонишь. Трудно переучить таких певцов.
1. Чем больше мы имеем опыт в пении, тем меньше нам надо времени для распевания, чтобы голосовой аппарат был готов петь.
2. Вначале мы согреваем горло, прочувствуем связки, как они смыкаются, поставим голос на дыхание.
3. Мягче начни петь.
1. Чем сильнее мы даём напряжение давления в низу, от диафрагмы до основания брюшных мышц, тем звук ярче попадает в нёбную маску и кроется сам. Внизу и держи его всегда и там пой.
2. В голосе появляется металл. Такой голос пробивает оркестр. Это хорошо.
1. Связки голосовые — это твой инструмент, всегда их ощущай и контролируй, как они смыкаются и работают. Только они издают звук. Познай их.
2. Больше ничего не надо — только связки, остальное всё второстепенно и помогает.
1. Грудная дека, грудь, даёт объёмность звуку.
2. Пой так, как будто у тебя связки переместились в живот на место диафрагмы.
3. Чем ниже и шире опираем звук на диафрагму, тем мягче, благороднее звук.