8 (968) 824-94-46

ТЕЛЕФОН ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

6. Родословная Ивана Федоровича Гришаева. Часть шестая: о храмах села Павлова Горбатовского уезда

Извлечение из книги «Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии»  сочинения архимандрита Макария (Миролюбова Н.К., впоследствии архиепископа), СПб, 1857. – VI, II, 514 с.: ил. (Сер.: Записки имп. Археол. О-ва. – Т.10)

                                         Церкви села Павлова в середине XIX века

1.ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       Из древних церквей села Павлова первое место занимает Спасопреображенская  церковь, построенная в половине XVII столетия на иждивение князя Якова Куденетовича Черкасского.

       Прежде сего, в селе Павлове на верхнем посаде была также Преображенская церковь, только не каменная, а деревянная с приделом св. великомученицы Параскевы (1), которая по преданию построена была князем Иваном Борисовичем Черкасским (2) и называлась соборною (3). В ней были вклады царя Михаила Феодоровича (4).  Но когда уничтожена деревянная церковь и прекратились царские вклады, неизвестно.

       Нынешняя пятиглавая церковь начата постройкою в 1643 году вместе с трапезою и колокольнею из кирпича, а от основания на аршин и более выложена из белого камня с узорочными украшениями. В длину с алтарем и трапезою церковь имеет 15 сажень и 1 аршин, в ширину с приделами 9 сажень и 1 аршин, а в трапезе 4 сажени и 1 аршин (5). Главы на церкви, по усердию Г. П. Занозина, около 1783 года, вместо черепицы обиты золоченою медью. А около 1790 года, усердием М. И. Банина и других прихожан, покрыты кровля белым листовым железом, алтари с приделами, трапезою и крыльцами железом, выкрашенном зеленой краской. Пол в алтаре, церкви и приделах чугунный, устроенный в 1830 году купцом И. А. Акифьевым, а в трапезе частию чугунный старый, частию новый штучный дубовый. В теплую церковь она обращена в 1796 году, когда сгорела прежняя деревянная теплая церковь во имя святителя Филиппа, Московского чудотворца.

       Настоящая Преображенская церковь освящена через 23 года после своего основания, именно в 1666 году 26 Октября, по благословению Илариона, архиепископа Рязанскаго и Муромскаго. Но прежде главного престола были уже освящены два придельные престола, по правую сторону во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, а по левую во имя святой великомученицы Параскевы. Первый придел освящен 21 Сентября 1657 года, по благословению того же Рязанского архиепископа Иллариона (6), второй 26 Октября 1655 года, по благословению Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского (7). На последнем из сих престолов доселе хранится современный освящению его холщевый антиминс, мерою в длину и ширину пяти вершков, со следующей надписью: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в церкви святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы. Священна бысть церковь сия в лето 7163 индикта 8 месяца Октября в  26 день на воспоминание страшного труса и на память святаго великомученика Димитрия. Свящаемъ при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всеа Русии и при патриархе Московском и всеа Русии Никоне».  В средине сей надписи изображен осмиконечный крест с подножием, тростию и копием. Оба придельные престола отделяются ныне от главного, вместо прежних стен, изразчатыми печами, из коих одна в приделе великомученицы Параскевы, а другая в трапезе.

      Иконостас в Преображенской церкви вновь украшен в 1777 году позолоченною резьбою во вкусе возрождения и иконами тщанием и иждивением прихожан. А древний иконостас со святыми вратами, по местам, обитый сребропозлащенным басменным окладом, тогда же перенесен в придел святой великомученицы Параскевы, и с небольшим поновлением поныне остается в целости. Иконостас в Знаменском приделе, кроме святых врат, вновь устроен иждивением купца

Н. Акифьева в 1839 году. В этом же году и вся церковь, старинная архитектура коей началась изменяться еще с 1780 года, получила совершенно новый вид. Прежние узкия окна расширены: столбы, поддерживающие арки и отделявшие настоящую церковь от приделов, уничтожены, а самые арки распространены; вместо жертвенников, бывших, по старинному, в окнах, устроены новые о четырех столбцах; против иконостаса на западной стене настоящей церкви сделаны хоры, а по ними по левую сторону шкапъ для хранения ризницы; западная стена, отделявшая трапезу от папертей, пробита, и вся церковь оштукатурена и росписана.

      Первый достопримечательный предмет в Преображенской церкви составляет Крест, писанный на дереве, мерою в вышину 5, а в ширину 3 вершка, с 11 серебряными ковчежцами, в коих заключаются: « части Ризы Господней и Животворящего Древа Креста Господня и части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Петра, апостола Андрея Первозванного, Иакова брата Господня, евангелиста Матфея, евангелиста Луки, апостола Тимофея, великомучеников Георгия, Артемия, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеймона и Евстафия, мучеников Иакова Перскаго и Трифона, великомученицы Екатерины, мученицы Матроны, безсребренников Космы и Дамиана, святителей Иоанна Златоустаго, Николая Чудотворца и Гурия Казанского, священномученика Игнатия Богоносца, преподобного Сергия Радонежского, Иоанна Кущника, Зосимы и Савватия Соловецких и Александра Свирского». Из надписи, имеющейся назади креста, видно, что в 1693 (7202) году Октября 19 дня он « подарован господином иеродиаконом Стефаном на благословение простолюдину Стефану Васильеву». Но кем и когда крест сей приложен в Преображенскую церковь, неизвестно. Сверх того, заслуживают внимания по древности своей запрестольный Крест деревянный, обитый золоченою медью, с чеканными из такой же меди приличными изображениями, и каменный Крест с иконным написанием на нем распятаго Господа с предстоящими, мерою в вышину аршин и два вершка а в ширину две четверти, с высеченною на подножии надписью, которую кроме времени построения креста в 7151 (1643) году, разобрать невозможно; но вероятно, что крест сей, как современный основанию самого храма, приложен здателем онаго Яковом Куденетовичем Черкасским.

       Из святых икон по древности и украшению замечательны:

храмовая икона Преображения Господня, современная постройки церкви. На ней старая риза была в 7 фунтов и 67 золотников; а в 1829 году усердием купца Акифьева, с прибавлением 17 фунтов пробного серебра, переделана и местами позолочена.

Храмовая икона Знамения Пресвятыя Богородицы. Риза на ней серебряная, а венцы позолоченные, весом в 17 фунтов; убрус на лике Божией Матери низан крупным жемчугом и убран дорогими каменьями.  Икона Божией Матери Одигитрия. На ней усердием купца Акифьева в 1835 году убрус вынизан жемчугом и украшен драгоценными камнями. К замечательным по древности иконам должно отнести еще три иконы: Знамения Пресвятыя Богородицы, Скорбящия Божия Матери и Иверския Божия Матери. Из них на первую в 1844 году, а на две последния в 1831 году, усердием купца Акифьева, ризы вышиты по разноцветному бархату золотом и серебром, а по местам украшены жемчугом и камнями.

       Вместе с Преображенскою церковью в один ряд устроена на возвышенном холме колокольня частию из кирпича, а частию из белаго камня тщанием и иждивением князя Якова Куденетовича Черкасского. Глава и крест на колокольне, по усердию Занозина, обиты золоченою медью, а яблоко белым листовым железом. На ней восемь колоколов различного веса:  в 213, во 100, в 51, в 20, в 8, в 5, в 2 и в 1 пуд. Кроме того при церкви находится 1000 пудовый колокол, повешенный на новой колокольне, которая построена в 1839 году, неподалеку от старой, из белаго камня, жертвователем колокола Н. Акифьевым. Кроме колоколов, на старой колокольне находятся немецкие боевые часы. Под колокольнею, с южной стороны имеется железная дверь, которая ведет в подвал, находящийся под трапезою. В этом подвале хранились некогда многия древния рукописи и архив Павловскаго вотчиннаго правления, а вместе и некоторые достопамятные вещи, как –то: стрелы, луки, колчаны и бердыши. В 1839 году подвал совершенно очищен и возобновлен для хранения в нем разных ветхих утварей церковных.

        Преображенская теплая церковь вместе с холодною Троицкою, по указу Нижегородского митрополита Сильвестра Волынского (8), до 1838 года именовалась соборною. Хотя после того, она и не именуется таковою; но во уважение древности ея и желания жителей Павлова, указом 1841 года, оставлена на правах церкви соборной. Богослужение в Преображенской церкви бывает только зимою и в некоторые праздники летних дней, а летом всегда совершается в холодной Троицкой. Переход в нее бывает торжественный в великую субботу, по славословии великом с плащаницею.

_____________________________________________________________________

(1)    Это видно из писцовых книг за 1621 и 1622 годы, в Павловском
         вотчинном правлении. Начало их по селу Павлову следующее:
         « В Нижегородских писцовых книгах, письма и меры Василья
         Полтева да подъячего Дементья  Обрасцова 129 и 130 году, в
         Закудемском стану в вотчинах написано за боярином за князем
         Иваном Борисовичем Черкасским в вотчине из государевых
         дворцовых сел село Павлово острог на  берегу Оки реки, а промеж
         посадов речка Тарка впала в  Оку реку, а селе Павлове остроге на
         верхнем посаде церковь Преображение Спасово, да придел
         великомученицы Парасковеи древяна, верх шатром с папертью, а
         церковь и в церкви образы местные и книги и всякое церковное
         строение и на колокольнице  колокола строение мирское».
    (2)     Мать Ивана Борисовича, коему пожаловано село Павлово в
               1622 году (Акт. Арх. Экспед., т.111, стр. 227), по имени Марфа, была
               сестра патриарха Филарета Никитича и прабабка последнего из
               князей Черкасских, владевших Павловым, Михаила Яковлевича.
               Ныне Павлово принадлежит графу Д. Н. Шереметьеву. От князей
               Черкасских оно перешло к Шереметьевым в 1745 году, когда отдано
               было в приданое за княжною Черкасскою, выданною за графа
               Петра Борисовича Шереметьева.
       (3) В писцовых книгах сказано: « Пашни церковные, по старым книгам
           Григорья Заболотскаго и по нынешнему письму, соборной церкви
           Спасских попов, церковных,  церковных причетников сорок
           четвертей… А сена соборных Спасских попов и дьякона за Окою
           рекою по берегу Оки реки до Никольских пожен, а по мере шесть
           десятин с четвертью, сена сто десять копен с четвертью».
(4)    В писцовых книгах значится: «Да в церкве же (Спасова
         Преображения) Государево жалованье двои ризы три стихаря,
         трои поручни миткалинныя и полотняныя, оплечья камочка
         мелкотравная и выбойчатая и поручни бархат цветной».
(5)    Смотри приложенный вид церкви и колокольни с южной стороны.
(6) Архиепископ Илларион имел близкое отношение к Нижегородской
         епархии вообще и в частности к Макарьево – Желтоводскому
         монастырю, близ которого он родился. В этом монастыре 8 ноября
         1649 года он пострижен, после вдовства в монашество, а с 1650 года
         был в нем игуменом. В 1656 году посвящен во архимандрита
         Нижегородского Печерского монастыря. Отсюда через год перешел
         управлять в другой раз Желтоводскою обителью. Но спустя три недели,
         в 1657 году, вызван в Москву и рукоположен патриархом Никоном в
         сан архиепископа Рязанского и Муромского, а в 1667 году произведен в
         митрополита. Уволенный на покой в обогащенную им Желтоводскую
         обитель, он отправился в нее из Москвы через Рязань, но не  доезжая
         сего города скончался 6 июня 1673 года. Через 10 дней после кончины
         погребен в Рязанском Архангельском соборе подле правого клироса.
         Истор. Обозр.Рязан. иерархии, 1820 года, стр.130. Жизнь патриарха
      Никона, Аполлоса. Акты Макар. и Печер. Нижегород. Монаст.
(7)    Это тот самый архиепископ Мисаил, который застрелен был в
         мантии в селе Конобееве (Шацкого уезда) от Мордвы, им
         просвещаемой и приводимой в Христианскую веру. На мантии
         святителя, хранящейся в Рязанской Архангельском соборе, доселе
         видны две прошибины и капли крови. Истор. Русск.Церкви, период
         патриаршества, 1847 г. стр 63

 

  1. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ

         Церковь Троицкая построена с 1800 до 1819 года, иждивением прихожан. На месте ея была также теплая церковь, но деревянная, во имя святителя Филиппа Московского чудотворца, сгоревшая 4 августа 1796 года. Как самая церковь Троицкая, так и украшения ея отличаются не древностью, а великолепием и богатством, так что серебра одного в церковных вещах считается до девяти пудов и жемчугу до шести фунтов.

       Из замечательных предметов в Троицкой церкви можно указать на Смоленскую икону Божия Матери. Икона сия писана в 1771 году Павловским иконописцем Васильем Федотовым, по обещанию жителей села Павлова, с чудотворного образа, находящагося в Воскресенской церкви города Шуи. Случаем к списанию этой иконы была моровая язва в селе Павлове. К сему присоединяют, что по обнесении написанной иконы с крестным ходом вокруг села, свирепствовавшая язва вскоре прекратилась. С этого – то времени стала быть чествуема и прославляема Смоленская икона Божия Матери не только жителями села Павлова, но и посторонними. Нынешний серебряный оклад на иконе в 23 ½ фунта украшен жемчугом и разными драгоценными камнями.

     Замечательны также два Евангелия, из которых одно с двумя собственноручными надписями епископов нижегородских Иоасафа и Иакова, бывших в Павловской церкви при обозрениях епархии. Первая надпись: « За безценный сей вклад от истинного церкви святой сына, жителя любезнаго нашего села Григорья Петровича Занозина, испрашиваем с пастырским усердием от престола Вышняго всех ему благословений. Да осенит его десница силы со всею фамилиею благодатию вечною, и да пребудет незабвенно имя его навсегда в пример другим в святой церкви. Мы со своей стороны десными и шуими благословляя его добродетель и усердие ко святыни, остаемся с истинною благодарностию за сей дар и обязуемся по предел дней своих ходатайствовать у Бога о спасении его души. Синодальный Член, смиренный Иоасаф, епископ Нижегородский и Алаторский. 1783 года Сентября 26 дня».  Вторая надпись: «Доброхотному дателю рабу Божию Григорию Петровичу Занозину вечная память. Иаков, епископ Нижегородский и Арзамасский. 1847 года Июня 8 дня».

Весом Евангелие сие один пуд и 32 фунта; мерою в длину один аршин с вершком, а в ширину три четверти; печатано 1759 года, кругом обложено серебром и вновь позолочено в 1836 году.  Другое Евангелие с собственноручною надписью Нижегородского епископа Иоанна: « сие Евангелие приложил города Горбатова  1-й гильдии купец и церковный Троицкого села Павлова собора староста Николай Алексеев Акифьев, (9) в вышеозначенную Троицкую церковь 1836 года Сентября 27 дня. О чем свидетельствую сим собственноручным моим надписанием. Иоанн, епископ Нижегородский иАрзамасский.». Весом оно в 24 ½  фунта, мерою в длину 11 ½ , а в ширину 8 вершков, обложено серебром и позолочено все кругом, с финифтяными приличными изображениями. Кроме новых книг, в церковной библиотеке хранятся три Евангелия, два печатанныя в 1627 году и одно в 1653 году и требник Петра Могилы 1648 года.

________________________________________________________________

(8)    Сильвестр был Нижегородским митрополитом, с 1708 до 1719 года.
Указ его, замечательный по многим постановлениям, хранится в подлиннике
при Спасопреображенской церкви.

 

  1. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

        После Преображенской церкви, в селе Павлове замечательна церковь Воскресения Христова, отличающаяся высотою и красивою архитектурою. Она сооружаема была в продолжении нескольких лет, а приведена к концу и освящена в 1778 году Нижегородским епископом Антонием. На месте ея была церковь деревянная, уступленная за незначительную цену бедным жителям села Гляткова, в Горбатовском уезде. Эта деревянная церковь была в начале прошлого столетия монастырскою, Воскресенского мужского монастыря, о времени построения которого не сохранилось никаких сведений. Из предания известно, что монастырь сей, по желанию владельца села Павлова, князя Михаила Яковлевича Черкасского, перемещен на остров близ села Ворсмы и с того времени называется не Воскресенским, а Островоезерским. Случаем к сему перемещению было следующее обстоятельство. Князь Черкасский проезжал из Тобольска, где был правителем губернии в село Павлово и другие свои поместья. Когда узнал об этом живший и трудившийся на уединенном острове близ Ворсмы инок Макарий, то вышел навстречу князю Черкасскому со святою иконою и благословил его. Князь вступил в разговор со  старцем и спросил, между прочим, о его местопребывании. Отшельник показал ему свое жилище. Уединенное место сие понравилось князю, и он решился перевести сюда из села Павлова Воскресенский монастырь. Намерение князя приведено в исполнение в 1662 году, как показывают оставшиеся монастырские акты (10). Из этих актов видно, что монастырь устроен был на иждивение князя Черкасского и снабжен от него всякими потребностями. (11). А встречавший князя инок Макарий был первым настоятелем Островоезерскаго монастыря, где гробница его доселе остается в целости (12).  Однакоже Воскресенский монастырь и после перемещения продолжал существовать в селе Павлове до половины прошлого столетия, как видно из вкладов при нынешней Воскресенской церкви и из грамоты Нижегородского митрополита Сильвестра 1715 года. В этой грамоте митрополит предписывает Павловской Преображенской церкви протоиерею Алексию, чтобы он имел надзор за иноками Воскресенского монастыря, коих было 12 человек, состоящих под начальством старца Аврамия. Ближе времен Императора Петра Великаго о монастыре сем не упоминается. Вероятно, тогда он был уже обращен в приходскую церковь.

      Нынешняя Воскресенская церковь с двумя приделами, устроенными ранее 1778 года, т.е. прежде освящения настоящего главного престола. Из них один по правую сторону в честь Казанской иконы Божия матери освящен архимандритом упраздненного Нижегородскаго Духова монастыря Димитрием; а другой Петропавловский освящен Островоезерскаго монастыря игуменом Серапионом. Над папертию Воскресенской  церкви в 1805 году устроена красивая колокольня, на коей большой колокол, в 304 ½ пуда, литъ 1843 года, а предпоследний колокол, в два пуда, остался от вкладов князя Якова Куденетовича Черкасскаго.

     Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметьевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующия: Храмовый образ Воскресения Христова, длиною в два аршина с четвертью, а шириною в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божия Матери, длиною в полтора аршина, а шириною в аршин, с убрусом и ризою из разного сорта жемчуга и драгоценных камней.

     Смоленская икона Божия Матери длинною в аршин и 10 вершков, а шириною в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризою также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ некоторых угодников Божиих на кипарисной дске, длиною в 7 ½ , а шириною в 6 ½ вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенный крест, длиною в 3 ½ , а  шириною в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней дске онаго надписано: « Мощи святаго апостола Андрея Первозванного, Апостола Варфоломея, Апостола Иасона, Петра митрополита, Александра Свирскаго, Григория Нисскаго, Антония Римлянина, мученика Харалампия, мученика Ипатия, амвросия Медиоланского, Пантелеимона Целебника,  мученика Власия, мученицы Татианы, мученицы Евдокии, князя Даниила Московскаго, Исидора Пилусиота, благоверннрого князя Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских. При сих мощах еще земля от Голгофы».   В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиною в аршин и три четверти, а шириною в аршин с четвертью, с венцем, крестом и ризою позлащенными, какия имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михайловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божия Матери, длиною в аршин с четвертью, а шириною в аршин, с убрусом и ризою, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлова и часто носится по домам для молебствия.

     К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго и Николая Мирликийскаго чудотворца, Благовещения Пресвятыя Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

     Напрестольных крестов старинных два: один серебряный позолоченный, осыпан стразами, в длину 11, а в ширину 9 вершков, водружен в Голгофу, сделанную из чеканного серебра. Другой кресткипарисный в сребропозлащенном снизу и по краям окладе, длиною в 8, а шириною в 3 ½ вершка, с резною надписью на исподней стороне по окладу: « Изъявление о мощах святых Божиих угодников, иже в сем кресте положишася: над главою Спасителя мощи Иоанна Предтечи, с коими вкупе часть ризы Господней, часть Животворящего древа Господня и часть ризы Пресвятой Богородицы. На правой стороне от того места мощи пророка Даниила, евангелиста Марка, апостола Андрея Первозваннаго, на левой – мощи Лазаря Четверодневнаго, архидиакона Стефана, под правою ручкою изображения Спасителя – мощи Игнатия Богоносца, царя Константина, под левою – мучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата; у правой ножки – мощи Евстафия Плакиды, Стефана Новаго, у левой – мощи Михаила Малеина, великомученицы Варвары, под ножками – мощи Иоанна войственника и Пантелеимона целебника». На этом же кресте другая надпись: « От мироздания 7207 лета (1699) масяца Маия в 20 день соделася сей крест святой кипарисный в обложении сребряном с мощами святых угодников и устроися в  монастырь Воскресенский, что в селе Павлове, в церковь святую благословения ради и освящения с верою приходящих человек, тщанием Стефана Васильева сына Леонтьева, в поминовение усопших и погребенных сродников своих».

      Из книг первое место занимает Евангелие, напечатанное в 1698 году, в лист на большой голландской бумаге, в сребропозлащенном окладе, весом в пуд и три фунта, с надписью по листам: « 1702 лета от Христа Господа, месяца Септемврия в 4-й день сие святое евангелие устроено в церковь Воскресения Христова тридневнаго, что в селе Павлове, тщанием грешнаго Стефана Леонтьева, в поминовение отца своего и себе и сродников своих в вечное время». Другое напрестольное Евангелие полудестевое, печатанное в 1701 году, в бархатном окладе, с такою же как и вышеозначенная надписью, указывающею на приклад Стефана Леонтьева. Кроме этих евангелий есть еще и другие книги XVII столетия, как-то: вечеря душевная, печатанная в 1683 году, Служебная минеяза Генварь – в 1696 году, Апостол – в 1695 году с надписью на первом его листе: « Стефана Леонтьева, в монастырь Воскресения Христова, что в селе Павлове, в 1704 году Февраля 3-го дня».

     В приделе Казанския иконы Божия Матери замечательны по древности иконы: Храмовая икона Божия Матери в киоте с сребропозлащенною резьбою, длиною в 17, а шириною в 14 вершков, с убрусом и ризою, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божия Матери, с убрусом и ризою, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе рассказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимою силою был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознался сам хищник, во время произведеннаго над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божия Матери, с убрусом и ризою, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особым усердием и благоговением прибегали жители села Павлова во время холеры.

Образ Господа Вседержителя без киота, длиною в аршин и 11 вершков, а шириною в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей написан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими.

     В приделе во имя святых апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности:

      Икона Божия Матери Утолимыя печали, с убрусом и ризою из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божия Матери также с убрусом и ризою из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотника. В подобном же киоте Смоленская икона Божия Матери, длиною в аршин и три четверти, шириною в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризою из серебра, украшеннаго жемчугом и драгоценными камнями. Икона сея писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими.

     В этом же приделе замечателен по древности напрестольный, серебряный, чеканный Крест в 64 золотника с мощами святых угодников Божиих, а именно: «пророка Даниила, евангелистов Марка и Луки, четверодневнаго Лазаря, великомученицы Екатерины, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Георгия Победоносца, Димитрия Солунскаго, Феодора Стратилата, царевича Димитрия, великомучеников Прокопия и Меркурия, Максима исповедника и Максима блаженнаго. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

     Кроме указанных храмов, в селе Павлове есть еще пять церквей: Никольская, построенная князем Черкасским, Покровская, построенная на месте женскаго монастыря, Вознесенская, Всесвятская и Единоверческая, отличающаяся вместе с Никольскою богатством украшений.

___________________________________________________________________________

(9)   Занозин и Акифьев считаются первыми благоукрасителями
Троицкой церкви, так что от одного Акифьева полагают пожертвованными
церковных вещей более нежели на 120,000 рублей ассигнациями
(10)   Смотри ниже грамоту преосвященнаго Питирима Сарского и
Подонскаго.
(11)    В числе вкладов князя Черкасского в Остроезерском монастыре есть
          иконы, кресты и колокола. Из икон по древности замечательна
          Казанская икона Божия Матери, с сребропозлащенным венцем
          и ризою, с убрусом, цатою и звездою, низанною из жемчуга, и с
          драгоценными камнями. Из крестов один сребропозлащенный крест
          с частями святых мощей, присланный в монастырь в 1700 году
          князем Черкасским, уронен в озеро 6 Генваря 1835 года во время
          освящения воды на Иордане. Кроме сего замечательны два креста в
          монастыре: один сребропозлащенный украшен алмазами и
          жемчугом, с частями святых мощей, хранящихся в вырезанных из
          кипариснаго дерева клетках, и с частию Ризы Господней под
           хрустальною рамкою. Другой также сребропозлащенный крест с
           частями святых мощей, означенных резною надписью, как и на
           первом кресте.
(12)    В синодике монастырском об основателе монастыря записано:
           « Первоначальник схимонах Макарий трудился много лет в веригах
           и преставися в добром исповедовании и в надежде воскресения.
           Тело его лежит в соборном холодном храме Живоначальныя
            Троицы в угле на правой стороне.» Об Островоезерском Троицком
            монастыре упоминается в истор. Росс. Иерарх. ч.V, стр 375